Современные костюмы гимнасток вызывают восторг и интерес: надо же, какие замысловатые системы и орнаменты! Так, конечно же, было не всегда. Художественная гимнастика  — молодой спорт (всего сотня лет), и изменения, происходившие с внешним видом гимнасток, были постепенными. Однако давайте по порядку.

Когда все только начиналось, балерины были по нынешнем меркам «в теле», а Айседора Дункан шокировала публику своими откровенными нарядами и не менее откровенными танцами. Правда, ни о каких купальниках и речи быть не могло: туники, специальные рубашки, хитро скроенные костюмы и объемные пачки как  дань балетной моде того времени — все-таки без балета не было бы и художественной гимнастики.

В ранний советский период художественная гимнастика начала развиваться как отдельный вид спорта, однако большого значения костюму не придавалось, все-таки в послевоенное время было как-то «не до жиру», да и вообще, вся эта коммунистическая мораль не позволяла зациклиться на внешнем виде. Основной одеждой гимнасток были хлопковые однотонные трико, преимущественно темных цветов. Потом все-таки разрешили делать трико двухцветными, а вот яркие рисунки все еще были моветон.

Потом наступила оттепель, советские барышни начали бегать за «капиталистическими» синтетическими водолазками, и в спорт тоже просочились новомодные технологии. Правда, ткани все-таки предпочитали однотонные, но уже ярче – можно было встретить патриотичный красный или нейтральный синий. Некоторые позволяли себе скромные узоры вокруг ворота, например, как абсолютная чемпионка мира 1967 года Елена Карпухина.

Тренировка юных спортсменок, 60-е

Тренировка юных спортсменок, 60-е

К концу 70-х – началу 80-х тенденции в моде привнесли разнообразие и в мир гимнастики. Помимо того что купальники стали делать исключительно из эластичных материалов, выбор цветов и фасонов также стал вариативней. Появились купальники с воротничками-стойками, треугольными вырезами, многоцветными вставками и проч., но самый оригинальный был у Дали Куткайте – голубой, с ассиметричным воротом в восточном стиле и гербом на груди. Еще одна модница – Галина Белоглазова, которая предпочитала усыпанные цветами купальники сдержанных оттенков.

«Революция» произошла в начале 90-х (как бы двусмысленно это ни звучало), когда мусульманкам разрешили выступать в комбинезонах, которые на удивление пришлись по вкусу и спортсменкам из других стран. На Олимпиаде в Атланте чуть ли не все поголовно были в эластичных комбезах. Нет, обычный купальник не уступил свое место новомодному веянию, наоборот, он стал более ярким, с  причудливыми рисунками и вставками: ромбы, сердечки, перья, звездочки, разноцветные квадраты и овалы – в общем, абстрактный рай.

К Олимпиаде 2000 года требования к внешнему виду гимнасток немного изменились: выступать разрешалось в коротких юбках и платьях, правда, без асимметрии подола или «лоскуточного» кроя. Чуть позже, правда, все-таки разрешили и бахрому, и асимметрию, и прочие элементы декора.

Сейчас купальники гимнасток обильно украшены стразами и кристаллами Сваровски, которые переливаясь в свете софитов, добавляют определенную «изюминку» в выступления. Комбинезоны практически  вышли из моды, зато классическое трико прошло проверку временем, как и универсальные черный и белый цвета, до сих пор остающиеся выигрышным вариантом для любой спортсменки.

Кстати, мы за классику и минимализм!